Стоянка за Пергубой - Тунатрека -
Федотово – Дианова Гора - Ладмозеро – Ниж.Мягрозеро
Всего 50,02 км.
Обычный распорядок дня в нашем
походе: Подъем – 8-00. Выход – 11-00. Обед – 15-00 (продолжительность – 2
часа). Постановка лагеря – 21-00. Отбой – 00-00. Приблизительно так. Первое утро
похода. Ясно, прохладно. Хороший асфальт. Трафик очень низкий. Проходим
Пергубу и последующий крутой затяжной тягун. Минуем озёро Лобское справа, в
окружении верховых болот. Становится очень тепло. Шоссе идет вековым
ельником. Лес еще
практически голый, листья только-только начинают распускаться. Общее
состояние природы соответствует 1 мая на широте Москвы. Долгий,
затяжной спуск, практически не крутим педали.
Недалеко от устья Тунат-реки дорога
выходит на берег Повенецкого залива, и некоторое время идет параллельно воде.
Место называется губа Рафтель-Пески.
Это открытый, неглубокий залив. Что
Пески – это точно: песчаный пляж с отдельными камнями-плескунами. На озере -
идеальный штиль, дальний восточный берег ниткой висит над горизонтом
(оптический эффект). В устье реки Тунат - одинокий хутор. Река бурная,
порожистая, с камнями, но последние метры перед устьем река тихая и
спокойная. Немного не доходя до Федотово
сворачиваем по грунтовке налево, в лес, на берег Карнежгубы. Здесь устраиваем
маленький перекус. На берегу озера видим последний пятачок не до конца
растаявшего снега. Собственно Заонежский полуостров начинается с д.Федотово, где асфальт уходит влево. |
|||||||||||||||||
А нам - направо, на лесовозную
дорогу. Местность резко меняется, лесовоз очень пересеченный. Старые ельники
чередуются с большими участками чернолесья. Это район Диановых гор. Здесь - медвежий
край, в буквальном смысле. Поэтому движемся компактной группой, с умеренной
скоростью и постоянным визуальным контактом между ведущим и замыкающим. Второй фактор сложности -
возможность движения груженых лесовозов по узкой, извилистой дороге, с большими
перепадами высот. Здесь нужно повышенное внимание. Но, лесовозов, к счастью,
сегодня нет. Разрыв цепи у Михаила. Небольшой
ремонт. Лесовоз сейчас - достаточно сухой и
чистый.
Последний тягун выводит на открытое
пространство. Старые сенокосы. Все признаки того, что здесь когда-то жили
люди. Это - урочище Дианова Гора, одна из самых высоких точек в округе.
Сверху - потрясающий вид на Повенецкий залив и тайгу вокруг. А видимость
сегодня на редкость хорошая! Видим в небе гусей на пролёте, как
и все последующие дни. Организованные клинья летят на Север. А какая у них
железная дисциплина! Направляющих не обгоняют, от замыкающих не отстают,
дистанцию держат!....Именно такая организованность позволяет диким гусям
преодолевать по воздуху Гималайский хребет. Представьте себе: высота 10 000
метров, мороз 50 С, дефицит кислорода, от которого мы, люди, вообще чуть не
падаем, ветрюган страшный! А они там еще и крыльями махать ухитряются. Вот
настоящие туристы! Вот кого мы будем ставить в пример на всех покатушках!
Впрочем, нашим участкам никого ставить в пример не нужно: они сами, как гуси,
выносливые и дисциплинированные! Спуск с Диановой горы на холостом
ходу. Открывается новый вид: далеко внизу лежит Уницкая губа.
Спуск окончен. Дианова гора резко
обрывается скальником к небольшому Гангозеру. От соседнего скальника в озеро
впадает ручей, который мы в 2007 году с трудом переходили по бревнам, причём
быстро-быстро, пока бревна не успели под нашим весом погрузиться глубоко в
воду. А сейчас проехали совершенно легко: очень сухо. Возле устья ручья – удобная
стоянка, по всем признакам – автомобильная. Мы останавливаемся чуть дальше. На озере - обед. У дороги - большой
валун с 4-х значным номером (видимо, воинского подразделения) и надписью:
"1942 год". Рядом - остатки двух фундаментов из валунов. Здесь,
недалеко от Уницы, проходила линия обороны. Жарко, купаемся. Хотя, вода
достаточно холодная. После обеда - развилка. Прямо - на
Уницу (это будет наш большой круг), налево - на Ладмозеро. Нам туда.
Начало - отличная лесная дорога.
Через 200 метров она оказывается сплошь завалена колотым шунгитом. Таким образом ее улучшают.
Странное и необычное ощущение: ехать по биоэнергетическому камню,
дорогостоящему минералу из которого изготовляют уникальные водяные фильтры,
энергетические пирамидки, массажные шары, амулеты....едешь, как по золотой
дороге! А логика дорожников проста: зачем откуда-то везти гравий, когда
шунгитный карьер в двух шагах? Шунгит
залегает пластинами, как слоёный пирог. В таком виде его и добывают. На
дороге эти пластины перемешаны в беспорядке. Ехать по подобному покрытию
нелегко: пластины пляшут под колёсами, скорость минимальная, отдых - каждые
полчаса. Дорогу пересекает много болотин, и в этих местах чувствуешь, как под
слоем шунгита проседает почва. Со временем шунгит становится более
обкатанным и запрессованным в грунт, ехать становится легче. Вокруг - невысокий смешанный лес. Ладмозеро. Справа виднеется жилая деревня,
слева - отдельный залив уходит вглубь суши. Через залив - мост.
Некоторое время дорога идет по
берегу озера. Слева - высокие скальники, поросшие сосной. Чуть дальше - гора
Сыпун. Она действительно обсыпается, у подножия - обширные курумники. Дорога сворачивает влево от берега
и уходит в лес. Хвойные постепенно исчезают, вокруг низкое чернолесье. Путь
хорошо укатан. Спуски чередуются с подъемами. Справа 2 раза показывается
небольшое Турастамозеро. Протока из него в Ванчозеро (река Угома), хороший
деревянный мост. На одном из заливов Турастамозера - банька разработчиков
шунгита. А вот и сам карьер. Шунгитные пластины сложены на поддонах
аккуратными стопками. У Олега ломается крепеж багажника к
раме (срыв резьбы). Ставим запасные винты. Дорога приводит в небольшую
промзону, ее раньше не было. Здесь перерабатывают шунгит, повсюду его горы в
виде порошка. По-видимому, это будет материал для фильтров.
Территория обнесена рабицей, объезд
с левой стороны. Далее - снова лес. Проложена новая деревянная ЛЭП. Мост через протоку Ниж.Мягрозеро -
Ванчозеро, в хорошем состоянии. Берега - болотистые. Ниж.Мягрозеро. Не очень большое, и, судя по
признакам - неглубокое. Берега - сухие. Ставим лагерь на северном берегу в
сосновом лесу. Тепло, сухо, появились комары. Олег окончательно завершает ремонт багажника,
разработав хитрую систему укрепления. У меня оказались те же проблемы, но в
меньшей степени, обошлись фиксатором резьбы. Ясно, прохладно. В небе опять гуси на пролёте, очень большие стаи. |